Ван Пэйшэн, другое имя Ван Лицин, родился 24 марта 1919 г. в Уцине провинции Хэбэй в бедной семье. Большую часть жизни, с самого детства, прожил в Пекине. С детства рос умным, смышленым, физически развитым ребенком. Очень любил боевые искусства. На пекинском рынке У Цяо, где работали родители, 7-ми летним ребенком общался с разными интересными людьми, знакомясь и изучая у них разные искусства. Так с 8-ми лет изучая у соседей цирковое искусство, мог на столе выполнить сальто назад 36 раз.
Ма Гуй (1857-1941), известный мастер багуачжан, имел прозвище – «Ма-коротышка» (из-за низкого роста) и «деревянный Ма» (из-за занятий столярным делом). Он был наиболее известным учеником Инь Фу, а так же получал указания от Дун Хайчуаня. Когда Ма Гуй практиковал багуачжан, он надевал на предплечья железные кольца, весом около 4 кг, в старости мог практиковать багуачжан под столом. |
Мастер Ма Гуй не был сторонником того, чтобы изучать только один стиль боевых искусств,
поэтому отвел Ван Пэйшэна к мастеру цзяомэнь
таньтуй Чжан Юйляну. А когда Вану исполнилось 13 лет, он отвел его к своему родственнику, мастеру тайцзицюань стиля У – Ян Юйтину, ученику
мастера Ван Маочжая. Таким образом, Ван Пэйшэн одновременно обучался у трех
известных пекинских мастеров.
Известность
Ван Пэйшэна в Пекине росла, но сам он продолжал учиться, так:
Он был дружен
с Чжан Литаном (мастером бацзицюань),
Гао Жуйчжоу (мастером тайцзицюань,
учеником Ли Жуйдуна), Ма Иленом (учеником Хань Муся).
В 1940 г. он
не раз побеждал японских солдат, за что в народе его звали «героем».
После
образования КНР мастер Ван Пэйшэн часто получал приглашения помериться силами от
иностранцев, практикующих боевые искусства. После встречи с Ван Пэйшэном, они
не скрывали своего удивления от его мастерства.
По
непроверенным данным, в начале 60-х годов Ван Пэйшен был репрессирован и сослан
на исправительные сельхозработы. Только в 1980 г. Ван Пэйшэну позволили
вернуться в Пекин.
В 1980 г., по
приезде в Пекин, он выиграл соревнования по тайцзицюань
в своей возрастной категории, поразив своим мастерством всех присутствующих. В
1982 г. участвовал в первой всекитайской конференции работников ушу, в этом же
году возглавил «Пекинскую линию тайцзицюань
стиля У». В 1983 г был
членом арбитража на всекитайском чемпионате по ушу. Принимал активное участие в
составлении правил соревнований по туйшоу
и саньшоу. Входил в руководящий
состав «Пекинской ассоциации ушу», а так же входил в совет «Китайской научной
ассоциации цигун», был профессором
«Китайской академии по изучению человека».
С этого
периода и до самой своей смерти, Ван Пэйшэн ведет преподавательскую
деятельность, он возглавляет пекинскую школу ушу «Восток», ведет обучение во
всех уголках Китая: Тяньцзине, Хэбэе, Хэнани, Хэйлунцзяне, Цзилини, Ляонине,
Шаньси, Хунани, Гуандуне, Гуанси. Много ездит за границу, обучая учеников в
Японии и США. Он является автором книг: «37
форм тайцзицюань стиля У», «Меч
тайцзи», «Суть важного в тайцзитуйшоу»,
«Практика совершенствования сознания»,
«Методы наработки трех талантов триграмм
Цянь и Кунь и знаков У и Цзи», «Тайцзицюань
для боя и здоровья», а так же принимал участие в написании сборника «Упрощенное тайцзицюань семьи У».
Ван Пэйшэн за
всю свою жизнь, за несколько десятилетий практики, улучшил свое мастерство и
достиг уровня «Изменённной цзинь»
(высокий уровень совершенствования). Своими знаниями без утайки делился,
воспитал целую плеяду ныне известных мастеров, таких как:
Наследие
одного из последних великих мастеров Китая осталось как в его работах, так и в
учениках. Мастер Ван Пэйшэн умер 3 сентября 2004 года.
Для того,
чтобы по достоинству оценить наследие мастера Ван Пэйшэна, вашему вниманию
предлагается перевод фрагмента из его книги «Тайцзицюань
для боя и здоровья», Пекин, 1988 г.
В трактатах боевых
искусств часто можно встретить упоминание о «тринадцати формах». Есть люди, которые понимают это как тринадцать
положений тела. Это неправильно. На самом деле «тринадцать форм» - это «тринадцать
методов». Это так называемые Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу, Као, Цзинь,
Туй, Гу, Пань, Дин. Первые 8 синограмм - это 8 методов рук (шоуфа);
последние 5 - это 5 методов шага (буфа). В народе их называют «8 ворот 5
шагов» (бамэнь убу), или «8 триграмм 5 первостихий» (багуа усин)
- это называется «тринадцать методов».
Старые мастера говорили: «Охватить 8 методов»
(бафа), это также означает 8 методов рук. И эти 8 методов рук совпадают
с графиком восьми триграмм Вэнь-вана, где есть 4 прямых и 4 диагональных (сычжэн
сыюй).
Тайцзицюань принадлежит к внутренней семье кулачного бокса. Поэтому
график 8 триграмм и человеческое тело имеют соответствие друг с другом. И
каждое соответствие имеет своё место в определенном движении тела, в меридианах
и в точках на теле человека. Следовательно, в тайцзицюань мысль (и)
руководит ци, таким образом двигая тело. Если приходит мысль (и),
то приходит и ци; если приходит ци,
то появляется и цзинь. Это и есть основной смысл внутренней тренировки тайцзицюань.
Как показывает практика, продолжительные тренировки в тайцзицюань
приводят к постижению Дао, и предоставляют возможности не только
получить удивительные результаты в искусстве боя, но и сохранив здоровье, продлить
жизнь.
Соотношение 8 методов с 8
триграммами можно выразить следующей схемой и таблицей:
«Пять шагов» входят
в
«тринадцать форм» - это пять способов движений ног. Древние упоминали о «5
путях движений ног» (цзяо цао усин). Здесь говорится о:
Эта пятёрка также имеет связь с точками на
человеческом теле, с меридианами и 5 первостихиями:
Это может быть выражено следующей схемой:
Раньше
говорили: «Тринадцать форм – это восемь триграмм и пять первостихий,
связанные точками на теле человека». В точках можно увидеть тренировку
тринадцати форм как для здоровья, так и для боя. Из этих методов и точек
состоит тринадцать форм. Это не внешняя практика движений, а внутренняя
практика по меридианам и точкам тела. Если практиковать таким образом, можно
достичь свободной циркуляции ци и крови во всем теле. Тем самым достигается оздоровительный эффект, организм
лучше борется с болезнями и появляется возможность продления жизни.
Древние
упоминали о том, что «тринадцать форм» – это «тринадцать методов». Упомянутые
здесь способы являются основой и теорией, о которой сказано: «Тайцзи не
имеет методов, само движение является методом». Какова же внутренняя связь?
Это один из теоретических вопросов, которые заслуживают серьезного внимания.
Старые мастера так же упоминали: «В тайцзи из движения порождается метод».
Движение, которое здесь подразумевается – это движение мысли (и дун).
Метод же, о котором говорится, на практике представляет собой продукт инь
и ян, он заключается в побуждении мысли. Относительно боевого аспекта
также можно говорить о самоотречении и следовании другим. Выбрасывая последним,
достигать первым. Одним словом, как только появляется цзинь, тут же
порождается инь и ян. Только после их появления станет возможным
произведение из базовых способов, некого определенного. Не поняв во времени и
пространстве «тринадцать методов», не понять тайцзицюань. Каждое
движение тайцзицюань содержит пустоту и полноту.
Во время
практики движения тайцзи – как один большой целый подвижный шар. Внутри
этого шара есть инь-ян. Эти инь-ян посредством мысли начинают
двигаться. А «тринадцать форм» рождаются от движения инь–ян. Поэтому
говорят, что в одном целом большом шаре отсутствуют методы. Когда появляется
мысль, тогда появляются и методы. Это то, что называют «внутренней связью» в
«тринадцати формах» в кулачном трактате (цюань лунь). В каждый момент
движения тайцзицюань присутствуют основные методы, в этот момент
существует и практика мысли по определенным точкам. Из основных «тринадцати
методов» внутренней силы (нэйли),
путем совмещения появляются тридцать шесть цзинь. Но все методы исходят
из практики мысли.
«Земные ветви»
- (Цзы, Чоу, Инь, Мао, Чэнь, Сы, У, Вэй, Шэнь, Ю, Сюй, Хай),
соотносят с луной и имеют связь с пятью первостихиями, эти связи также
отражаются на рисунке.
«Небесные
столбы» и «земные ветви» имеют связь с методами тайцзицюань. «Небесные
столбы» имеют связь с точками на теле человека и «пятью шагами» из «тринадцати
форм». С другой стороны «земные ветви» имеют связь с точками на теле человека и
«восемью методами» из «тринадцати форм».
Десять «небесных столбов» и
«пять шагов» имеют связь, которую можно увидеть на рисунке.
Связь «пяти
шагов» и пяти первоэлементов будет выглядеть следующим образом:
«Пять
шагов» имеют связь с точками на теле человека.
Поэтому
говорят: «Пять шагов отражаются в пяти первостихиях. Пять первостихий
отражаются на теле человека в пяти точках». Поэтому практика «пяти шагов» -
внутренняя, а форма – внешняя. Когда внешнее и внутреннее совпадают, появится
подвижность и живость.
Двенадцать
«земных ветвей» и «восемь методов» проходят в зарождении «шести соединений» (люхэ)
и «шести противопоставлений» (лючун), как показано на схеме.
Двенадцать
«земных ветвей» совпадают с точками на теле человека, таким образом появляются
«четыре прямых» (сы чжэн) и «четыре диагональных» (сы юй),
образуя восемь направлений. Посредством практики мысли, точки соединяют (хэ)
или противопоставляют (чун) – таким образом появляются восемь методов тайцзи.
Соотношение точек и двенадцати «земных ветвей» выглядит следующим образом:
Знак Цзы
расположен на пояснице (соответствует т. Минмэнь или т. Хуйинь);
Знак Чоу
расположен на тазобедренном суставе (т. Хуаньтяо);
Знак Инь
расположен на стопе (т. Юнцюань);
Знак Мао
расположен на спине между лопаток (т. Цзяцзи);
Знак Сы
расположен на кисти (т. Лаогун);
Знак У расположен
между бровями (т. Цзуцяо или т. Сюаньгуань);
Знак Вэй расположен
на плече (т. Цзяньцзинь);
Знак Шэнь
расположен на кисти (т. Лаогун);
Знак Ю
расположен на груди (т. Шаньчжун);
Знак Сюй
расположен не тазобедренном суставе (т. Хуаньтяо);
Знак Хай
расположен на стопе (т. Юнцюань).
Из этого
видно, что знаки Цзы, У, Мао, Ю – не изменчивы. А плечи, бедра, кисти,
стопы – парные изменчивые. Посредством соединения (хэ) и
противопоставления (чун) происходят изменения, изменения связаны и с
изменением центра вращения. Кроме четырех неизменных знаков, меняются точки на
плечах, бедрах, кистях и стопах. Центр (вес) на правой ноге: знак Чэнь в
правом плече, знак Вэй в левом плече, знак Чоу в правом бедре,
знак Сюй в левом бедре, знак Сы в правой кисти, знак Шэнь
в левой кисти, знак Инь в правой стопе, знак Хай в левой стопе.
Если центр в левой ноге, то наоборот.
Изменения
центра тяжести не связано со знаками Цзы, У, Мао, Ю – это то, что
называется «четыре прямых» (сы чжэн). Остальные знаки с изменением
центра тяжести меняются – это то, что называется «четыре диагонали» (сы юй).
В тайцзицюань
изменение центра тяжести происходит посредством практики мысли, которая
руководит «земными ветвями» - «шестью соединениями» (люхэ) и «шестью
противопоставлениями» (лючун). Когда заканчиваются «шесть соединений» (люхэ)
«земных ветвей», вращение центра тяжести уже изменилось. А когда произошло
изменение центра тяжести, «шесть противопоставлений» (лючун) прячется в
процессе «шести соединений» (люхэ). Соединение (хэ) показывает
соединение земных ветвей, а противопоставление (чун) – их противопоставление.
«Земные ветви» соответствуют точкам на теле человека, поэтому процесс
соединения (хэ) – противопоставления (чун) – это процесс
«соединения – противопоставления» точек. То, что называют открывание (кай)
закрывание (хэ) – это инь–ян. Инь–ян строится на взаимной
основе. Как говорят: «Изолированное инь – не может родится, независимый ян –
не может расти». Таким образом «шесть соединений, шесть противопоставлений»
(люхэ лючун) – это инь-ян. Инь-ян – это процесс
посредством практики мысли «соединения – противопоставления» «земных ветвей».
«Пять шагов» (убу) «восемь методов» (бафа) практики тайцзи
порождаются посредством «соединения – противопоставления» «земных ветвей», что
отражается следующим образом:
Выше
говорились о связи «небесных столбов» и «земных ветвей» с «тринадцатью методами
тайцзи», таким образом, нетрудно
увидеть, что практика методов тайцзи это – практика мысли через точки,
путем соединения (хэ) и противопоставления (чун). Поэтому
практика соединения (хэ) и противопоставления (чун) – это и есть
практика «тринадцати форм тайцзи».
В настоящее время существует много школ тайцзи, комплексов – длинных и
коротких, но тысяча изменения не отходят от главного (корня) – от методов
практики «тринадцати форм тайцзи»,
инь–ян, восьми триграмм (багуа), пяти первоэлементов (усин).
Умный читатель поймет, что практика тайцзи – это движение с чередованием
«шести соединений» и «шести противопоставлений» (люхэ лючун), поэтому
говорят, что в корне тайцзи не имеет методов, а все тело как руки.
Философией является инь-ян, а мысль управляет движением тайцзицюань,
тогда в каждый момент движения появляются методы, а если есть методы, то
появляется и цзинь. Тайцзицюань нужно практиковать медленно,
когда медленно, тогда мысль меняет внутри «шесть соединений» и «шесть
противопоставлений» (люхэ лючун). Во время медленной практики, при
использовании мысли, появляются движения – движения порождают методы, тогда
появится возможность опережать противника.
Ученик мастера Ван Маочжая
Мастер Ван Пэйшэн
1. Значение «восьми методов тайцзи»
Восемь методов
пэн
люй
цзи
ань
цай
ле
чжоу
као
Восемь триграмм
Кань
Ли
Чжэнь
Дуй
Цянь
Кунь
Гэнь
Сюнь
Сторона света
Север
Юг
Восток
Запад
Северо-запад
Юго-запад
Северо-восток
Юго-восток
Точки на теле
Хуйинь
Цзуцяо
Цзяцзи
Шаньчжун
Синьгун Фэйшу
Даньтянь
Цзяньцзинь
Юйчжэнь
Меридиан
почек
сердца
печени
легких
толстого кишечника
селезёнки
желудка
желчного пузыря
2. Значение пяти шагов тайцзи
3. Значение «небесных столбов» и «земных ветвей»